Главная » Новости партнеров » НАВИГАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОХОДА

НАВИГАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОХОДА

При определении пройденного расстояния нужно помнить, что перемещение судна происходит только относительно воды, а не грунта. Ветер и течение при этом не учитываются, хотя постоянно влияют на скорость движения судна. Поэтому при ведении прокладки в рассчитанное по скорости расстояние нужно ввести поправку за счет сноса течением и ветром. Легче всего это сделать, когда курс судна совпадает с направлением течения и ветра или противоположен им. При боковых сносах увеличение или уменьшение скорости будет приблизительно пропорционально косинусу угла между курсом судна и линиями действия течения или ветра.

Главные причины уменьшения скорости хода судна:

1) мелководье, на котором по мере увеличения скорости резко возрастает сопротивление воды. Поэтому на мелководье скорость может уменьшаться на 10 – 15%;

2) ветер и качка. При встречных ветрах и волне, а также при сильных попутных ветрах, сопровождаемых волнением, скорость уменьшается. При слабых попутных ветрах скорость незначительно возрастает. Снижение скорости наблюдается при перегрузке судна, крене и дифференте на нос. На волне в моменты, когда винт выходит из воды, судно резко теряет ход;

3) обрастание подводной части корпуса судна приводит к уменьшению скорости на 10 – 15% по сравнению со скоростью судна, имеющего чистый корпус.

НАВИГАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОХОДА
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

При выборе маршрута нужно учитывать наличие основного и резервного времени, особенности судна или группы судов, их мореходные качества, запас топлива и смазки, приспособленность к шлюзованию, плаванию в открытых бассейнах, обеспеченность навигационным оборудованием и пособиями, время года, гидрометеорологические условия, материальное обеспечение похода и т. д. Необходимо учесть также состав экипажа, его морские навыки, как долго члены экипажа раньше бывали в плавании.

Судоводитель-любитель не должен сразу же после постройки или приобретения судна отправляться в дальнее плавание. Лучше сначала предпринять местные плавания вдоль населенного берега и с небольшим экипажем. Полученная в местных плаваниях морская практика, твердое усвоение правил безопасности судоходства, различных приемов определения места судна в море навигационными способами, знание лоции и руководств облегчат плавание в дальних походах. Перед выходом в плавание следует учесть, будет ли оно автономным (одиночным) или групповым (совместным). Совместное плавание одного-двух судов всегда лучше, чем автономное. Это удобнее как во время плавания, так и при подготовке к нему. При обсуждении предстоящего похода полезно учесть мнение товарищей, ранее участвовавших в подобных походах и знакомых с районом плавания. Чем больше будет материала о районе плавания, тем меньше неприятных неожиданностей встретят участники похода во время плавания. Заблаговременно надо составить расчет времени на поход, а исходя из этого расчета – календарный план похода с учетом его дальности, сложности и цели. Составляя календарный план, необходимо учесть практическую скорость судна в обычных условиях и на сложных участках пути, наметить места стоянок катера, пункты захода, продолжительность остановок, причем в первые дни похода нужно делать небольшие переходы, постепенно их увеличивая. К концу похода следует снова уменьшать длительность переходов. В календарном плане нужно обязательно предусмотреть резервное время, необходимое на ремонт и непредвиденные остановки. Резервное время должно составлять не меньше 15% продолжительности всего похода.