Главная » Новости партнеров » ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ ХОДА СУДНА ПО РЕЖИМУ ОБОРОТОВ ВИНТА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ ХОДА СУДНА ПО РЕЖИМУ ОБОРОТОВ ВИНТА

pic 65

Риc. 57. Определение направлений в море по Полярной звезде

pic 66

Рис. 58. Определение направлений в море по солнцу и часам

 

Циферблат часов располагается горизонтально на ладони руки так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце.

Затем угол между часовой стрелкой и линией, проведенной от цифры 7 до цифры 1 циферблата, делят пополам. Средняя линия покажет приближенное направление на юг. Ошибка здесь возможна от нескольких градусов до нескольких десятков градусов. Но на малых судах при полной невозможности определить место судна навигационным способом нельзя пренебрегать этим способом.

Полезно запомнить, что солнце в 7 часов по гражданскому времени находится на востоке, в 13 часов – на юге, в 19 часов – на западе. В эти часы стороны горизонта можно определить, не применяя часов, а непосредственно по положению солнца на небесной сфере. При грубом ориентировании по солнцу следует также запомнить, что в наших широтах летом солнце восходит на северо-востоке, заходит на северо-западе, а зимой восходит на юго-востоке, заходит на юго-западе. 21 марта и 23 сентября солнце восходит точно на востоке, а заходит точно на западе.

В полдень направление на север показывает тень от вертикально стоящего стрежня.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ ХОДА СУДНА ПО РЕЖИМУ ОБОРОТОВ ВИНТА

Для измерения скорости больших судов используют лаг. На малых судах простой лаг дает большие ошибки в определении скорости и его не всегда можно применить. Поэтому для маломерных судов проще определять скорость хода по таблицам или графикам, выражающим зависимость скорости от числа оборотов винта. Чтобы иметь такие таблицы или графики, нужно определить для разных оборотов винта скорость хода судна на мерной линии (рис. 59). Определение скорости производят в благоприятную погоду. Рыскание судна на курсе не должно превышать ±2°.

 

pic 67

Рис. 59. Схема оборудования мерной линии

 

Мерная линия оборудуется ведущим створом, по которому судно держит курс, и четырьмя или более секущими створами, расстояния между которыми точно измерены. Скорость судна на мерной линии измеряется при постоянном режиме работы двигателя. Чтобы исключить ошибки в определении скорости от влияния ветра и течения, на одном и том же режиме работы двигателя делают два пробега – в одну и другую стороны. По секундомеру замечают момент прохождения судном секущих створов. Зная время t 1 , t 2 , t 3 и расстояния между секущими створами S 1 , S 2 , S 3 , скорость V S рассчитывают по формуле:

pic 68

где: V S – скорость судна в узлах;

S – расстояние между секущими створами в милях;

t – время прохождения от створа до створа, сек.

Во время каждого пробега важно точно держать заданное число оборотов двигателя. Вычислив отдельные скорости V 1 , V 2 , V 3 , находят среднюю.

После определения скорости на мерной линии строится таблица или график зависимости скорости судна от числа оборотов двигателя (рис. 60).