При переходе из пресной воды в соленую (из реки в море) и наоборот осадка судна изменяется за счет плотности соленой воды. В соленой воде судно имеет осадку меньше, чем в пресной.
Высота борта – вертикальное расстояние на середине судна (миделе) от внутренней поверхности киля до нижней кромки палубы (или до планширя).
Высота надводного борта – разность между высотой борта и осадкой (Н-Т) является величиной переменной. Для обеспечения безопасности плавания – сохранения судном плавучести, остойчивости и непотопляемости – высота надводного борта устанавливается в соответствии с нормами.
Отношение главных размерений судна характеризует навигационные (мореходные) качества и маневренные элементы судна.
Отношение длины судна к ширине L / B – характеризует ходкость судна. Для моторных лодок оно находится в пределах 2,3-3,7; для современных быстроходных глиссирующих 2, 3-2, 7; для быстроходных открытых катеров 2,3-3,2; для тихоходных открытых катеров повышенной мореходности 2, 8-4, 0; для мореходных катеров 2, 3-3,2; моторно-парусных судов 2,5-3,3; для парусных яхт до 5,0; для байдарок до 6,5.
От отношения L / B зависит также управляемость судном.
Увеличение этого отношения улучшает устойчивость на курсе, но несколько снижает поворотливость и требует большей площади руля.
Отношение высоты борта к осадке H / T влияет на остойчивость, непотопляемость и вместимость судна, т. е. Определяет запас водоизмещения. С ростом отношения H / T увеличивается парусность судна.
Величина H / T для катеров и моторных лодок в зависимости от высоты надводного борта колеблется от 2, 0 до 4, 0. Наибольшее H / T имеют мореходные моторные суда. Для парусных яхт H / T =4/3.
С увеличением отношения ширины к осадке B / T остойчивость судна увеличивается; с уменьшением этого отношения увеличивается устойчивость на курсе.
Чем меньше отношение длины к осадке L / T , тем маневреннее судно.
Отношение длины судна к высоте борта L / T характеризует прочность корпуса моторного судна. Корпус тем прочнее и жестче, чем больше высота борта при той же длине. Отношение L / H для маломерных судов может изменяться от 6 до 8; меньшее значение относится к наиболее прочным судам с хорошими навигационными качествами.
КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ
1. По способу передвижения
Самоходные – это суда приводимые в движение механическими установками.
Несамоходные – всевозможные буксируемые, толкаемые и стоечные суда (пантоны, дебаркадеры и т. д.).
2. По назначению
Транспортные суда – катера, боты и мотолодки, служащие для перевозки пассажиров и грузов, в том числе прогулочные катера-такси, перевозные, служебные, разъездные и другие суда пассажировместимостью менее чем 12 человек*. Специальные маломерные суда предназначены для различного рода работ на воде и обычно специально для этого приспособленные. Это промысловые, лесосплавные, экспедиционные, спасательные, учебные суда для обслуживания плавучих баз флота и навигационного плавучего и берегового оборудования.
* Пассажирскими судами по Регистру называются суда для перевозки 12 и более пассажиров.
Судовые шлюпки подразделяются па спасательные и рабочие. Спасательные шлюпки строятся в соответствии со специальными международными или национальными правилами, служат для спасения команды и пассажиров при аварии с судами, а рабочие шлюпки предназначены для обслуживания судна и его команды, производства судовых работ, для тренировок и физподготовки команд.