Шивера – разновидность порога на сибирских реках – образуется группами камней, разбросанных на отдельных участках по всей ширине русла. Фарватер извивается между ними.
При плавании по внутренним водным путям судоводитель-любитель должен знать еще некоторые лоцманские термины.
Дельта – место впадения реки в озеро или мере. Река в дельте обычно разветвляется на несколько мелких протоков, рукавов. Дельта имеет вид треугольника, напоминающего греческую букву дельту. Треугольник своим основанием направлен к морю. Образуется дельта из-за отложения наносов.
Лиман – сеть проранов, из которых образуется дельта реки. Лиманом обычно называют протоки в дельтах Днепра, Днестра. На Волге их называют ериками, на Дунае – гирлами, на Северной Двине – рукавами. Иногда протоки в дельте бывают очень широкими, тогда их называют ильменями (на Волге), плавнями (на других реках).
Урез воды – линия пересечения поверхности воды с берегом.
Заплеск – узкая, обычно отлогая береговая полоса, заплескиваемая при волнении, примыкающая к урезу воды.
Воложка – второе русло реки, отделенное от коренного (основного) русла островом. Воложка со временем может стать основным судовым ходом.
Гарантированная глубина – наименьшая глубина, поддержание которой гарантируется на данном участке за счет дноуглубительных работ, попусков воды из водохранилищ, выправительных сооружений.
Рейд – акватория (водная площадь) порта, где стоят суда в ожидании погрузки и выгрузки, формируются и расформировываются буксирные составы, отстаиваются суда в шторм и во время ремонта.
Дамба – гидротехническое выправительное сооружение, служащее для изменения течения, продолжения берега, ограждения от волнения или ледохода.
5. Перекаты
Наносы в реке располагаются по прямой их перемещения, соединяющей выпуклые берега, образуя косой поперечный вал в русле. Этот наносный вал, над которым глубина воды меньше, чем в смежных участках русла, затрудняет своим мелководьем судоходство и образует перекаты (рис. 17). Между перекатами располагаются глубоководные участки реки – плесы.
Вал, или седловина переката, при пересечении со стрежнем размывается и в нем получается углубление, называемое корытом переката, где находятся самые большие на перекате глубины. По корыту переката проходит судовой ход.
Верхняя по течению пологая часть седловины переката называется напорным скатом. Нижняя по течению часть седловины обрывиста и называется подвальем. Над подвальем находится наименьшая на перекате глубина. Самая верхняя часть подвалья называется гребнем. От формы подвалья, глубины, направления и скорости течения на перекате зависит степень трудности проводки судов по перекату.