Рис. 31. Элементы береговой зоны
Основные элементы береговой зоны показаны на рис. 36.
Береговая линия – граница между сушей и поверхностью моря;
побережье – полоса суши, прилегающая к морю до береговой линии;
берег – полоса суши, примыкающая к береговой линии;
пляж – скопление песчаных наносов в прибойной зоне.
Навигационными опасностями называют места с малыми глубинами. К ним относятся:
банка – отдельно расположенный участок мели, глубина над которым значительно меньше, чем глубина вокруг него;
бар – наносная мель в устье реки при ее впадении в море, лежащая поперек входа в устье;
коса – узкая длинная мель, переходящая в подводную отмель берега;
мелководье – большое неглубокое пространство;
мель – место в море с глубинами менее 10 м;
отмель – мель, идущая от берега в сторону моря;
риф – отмель или банка из камней или кораллов;
осушная мель – появляющаяся из воды при отливе;
отличительная глубина – глубина, резко отличающаяся от окружных глубин в большую или меньшую сторону.
СРЕДСТВА НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ (СНО)
Опасные в навигационном отношении места как в открытом море, так и вблизи берегов ограждаются соответствующими знаками или сооружениями, которые называются средствами навигационного оборудования.
Средства навигационного оборудования подразделяются на береговые и плавучие.
Рис. 32. Береговой маяк
К береговым СНО относятся маяки, навигационные и створные знаки.
Маяк (рис. 32) представляет собой фундаментальное строение башенного типа, оборудованное в верхней части специальным световым аппаратом. Маяк не только предупреждает об опасности, но и служит для определения места судна в море. Для того чтобы мореплаватель мог опознать маяки, их строят различной приметной формы и придают огню каждого маяка особую световую характеристику. Это помогает судоводителю безошибочно определить местонахождение своего судна (в том случае, если он детально изучил предстоящий район плавания).
Отличительной характеристикой маяка являются: характер и цвет огня; число проблесков или затмений; период проблесков; Дальность видимости маяка в милях для высоты глаза наблюдателя в 5 м; обслуживаемый маяк пли нет; сведения о техническом вооружении маяка; сведения об имеющихся лоцманских и спасательных станциях и средствах связи.
Огонь маяков бывает: постоянным, проблесковым, группопроблесковым, постоянным с проблесками, постоянным с группой проблесков. Огонь маяка может быть цветопеременным, т. е. меняющим цвет.