В связи с этим судоводитель должен представить всю навигационную обстановку, как неподвижную, так и подвижную. Основным источником восприятия судоводителя маломерного судна являются глаза, которые воспринимают окружающую навигационную обстановку. Доля остальной информации, в том: числе и слуховой, для судоводителя маломерного судна невелика.
5. Большая подверженность «присасыванию» к крупным судам при расхождении с ними на близких расстояниях осложняется тем, что судоводитель крупного судна не может видеть маломерное судно, попавшее в непросматриваемую (мертвую) зону вблизи корпуса крупного судна.
6. Трудность выполнения различных судовых работ, таких как швартовка, шлюзование, отдача якоря, а также ремонт двигателя. Чем меньше судно, чем больше на нем надстройка и чем больше на нем находится людей и груза, тем сложнее производить судовые работы. Кроме того, рубки надстройки (как и опущенные тенты) не только уменьшают круговой обзор, но и затрудняют выход людей из них, проход вокруг них.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛАВАНИЙ
Плавания, совершаемые на маломерных судах, подразделяются на любительские и рабочие. В рабочем плавании выполняется какая-либо планируемая производственная работа для нужд народного хозяйства, транспорта, связи, различных видов обслуживания и других служебных и специальных целей. Маломерными судами в рабочем плавании управляют судоводители, работающие по найму и имеющие специально выданные для этого профессиональные документы и свидетельства. Это старшины катеров, рулевые самостоятельного управления, а подчас капитаны и штурманы.
Плавание называется любительским, если судном управляет человек, для которого судовождение не является профессией и на право управления судном у него есть удостоверение судоводителя-любителя на право управления маломерным судном или если судном управляет судоводитель-профессионал, не нанятый для выполнения обязанностей по управлению судном. Любительское плавание может быть одиночным (одно судно) или групповым (несколько судов).
При групповом любительском плавании командовать группой судов должен человек со специальной теоретической подготовкой и достаточно большим практическим опытом или, в зависимости от вида плавания, наиболее опытный и подготовленный судоводитель-любитель.