Как говорит в своей книге Emotional Design («Эмоциональный дизайн») первопроходец в области юзабилити Дональд Норман, красивый дизайн вызывает в мозгу позитивный эмоциональный отклик, который улучшает наши когнитивные способности:
…
Привлекательные вещи заставляют людей хорошо себя чувствовать, что, в свою очередь, заставляет их мыслить творчески. Как это влияет на простоту использования? Элементарно: людям становится легче решать проблемы, с которыми они сталкиваются.
Норман описывает эстетически-практичный эффект. Привлекательные вещи, как правило, лучше работают.
Многие бренды применяют этот принцип, но лишь некоторые достигли таких высот, как Apple.
Дизайн интерфейса Apple – рафинированный, изысканный и удобный. Он дарит эстетическое удовольствие. Элегантный дизайн делает их продукты и программное обеспечение привлекательными и простыми в использовании. Apple постоянно придерживается принципов практичной эстетики, и клиенты возвращаются к ней снова и снова.
Обилие поклонников Apple напрямую связано с тем, что компания в совершенстве овладела мастерством эмоционального дизайна. Когда Стив Джобс заканчивал презентацию продукта словами «Мы думаем, вы его полюбите», он действительно в это верил. И он не случайно произнес слово «любить»: фирменный дизайн Apple не позволяет усомниться в том, что в компании прекрасно разбираются в человеческой психологии и эмоциях.
В 2002 году Apple запатентовала так называемый Breathing Status LED Indicator. Каждый, у кого дома есть компьютер Mac, знает, что ноутбуки и моноблоки Apple оснащены индикатором статуса, который начинает мигать при переходе в спящий режим. Дизайнеры Apple поняли, что чаще всего этот индикатор будет виден в пустых офисах, спальнях и гостиных, где станет единственным источником света.
Индикатор пульсирует в строго определенном ритме. Он подражает дыханию человека в состоянии покоя: от 12 до 20 вдохов и выдохов в минуту. Мигание играет ту же роль, что и поглаживание младенца по спине – создает настроение. Как и в случае с золотым сечением в Парфеноне, человек не всегда сможет соотнести мигающий огонек с ритмом своего дыхания, но всегда ощутит его умиротворяющее воздействие. В Apple могли бы сделать индикатор, который просто горит в режиме сна, что было бы вполне оправданно с функциональной точки зрения, но «дышащий» огонек привлекает и успокаивает.
Основа эмоционального дизайна
Достаточно беглого взгляда на эволюционную психологию, чтобы понять: определенное мировосприятие заложено в нас с рождения. Оно результат тысячелетней адаптации человека к условиям существования и отбора наиболее эффективных способов выживания. К ним, в частности, относится и неравнодушное отношение к детским лицам. Способность сопоставлять явления также берет свое начало из опыта выживания. Сегодня мы можем воздействовать на эту способность с помощью контрастов, чтобы повлиять на пользователей и подчеркнуть индивидуальность бренда.