ехнический аналитик должен учесть самые разнообразные технические данные, для того чтобы ценовые ориентиры, полученные при измерении ценовых моделей, были наиболее реалистичны. Допустим, при проекции высоты модели вниз ориентир пришелся на отметку 30. Но на отметке 32 находится важный уровень поддержки. В этом случае правильнее будет изменить ориентир, подняв его до отметки 32. Как правило, если существует небольшой зазор между спроецированным от точки прорыва ценовым ориентиром и четко выраженным уровнем поддержки или сопротивления, ориентир этот следует откорректировать, установив его на уровне поддержки или сопротивления.
Подобная необходимость уточнения ориентиров, полученных при измерении ценовых моделей, возникает достаточно часто, и связана она с многообразием технической информации, имеющейся в нашем распоряжении. В арсенале любого технического аналитика есть самые разнообразные инструменты. Однако профессионалом своего дела может считаться лишь тот, кому удалось найти единство в этом многообразии.
ПЕРЕВЕРНУТАЯ МОДЕЛЬ “ГОЛОВА И ПЛЕЧИ”
Модель “голова и плечи” для основания или перевернутая модель “голова и плечи” (head and shoulders bottom or inverse head and shoulders) – это зеркальное отображение модели вершины, о которой мы только что говорили. На рисунке 5.2а хорошо видно, что в этом случае мы имеем дело с тремя ярко выраженными спадами, при этом “голова” несколько ниже, чем каждое из “плеч”. Если линия “шеи” оказалась прорвана ценой закрытия, то модель может считаться завершенной. Определение ценовых ориентиров производится по тем же принципам, что и для модели вершины. Незначительным отличием, пожалуй, является то, что вероятность возвратного хода цен к линии “шеи” после бычьего прорыва из модели основания выше, чем на вершине.
Есть, однако, и весьма серьезное отличие между этими двумя моделями, заключающееся в динамике объема торговли. В целом, объем играет гораздо более важную роль в определении и завершении модели “голова и плечи” в основании рынка, чем на вершине. И это касается практически всех моделей основания. Мы уже говорили о способности рынков “рушиться под тяжестью собственного веса”. В основании же рынка все обстоит иначе. Тут для начала новой восходящей тенденции необходим существенный рост давления со стороны покупателей, проявляющийся в увеличении объема торговли.