Пожар на судне, в том числе и на самом малом,- это бедствие и меры борьбы с ним на небольшом судне весьма ограничены. Наличие легкозагорающихся конструкций и легковоспламеняющихся масел и топлива при ограниченных средствах борьбы с огнем на маломерном судне способствует быстрому распространению огня, что может привести к гибели судна и людей. Судоводитель должен знать меры профилактики и борьбы с огнем и обучить этому свой экипаж. Перед плаванием необходимо еще раз убедиться в противопожарной безопасности судна. Строго соблюдать правила противопожарной безопасности. Хорошо знать причины возникновения пожаров на маломерных судах.
Основными причинами возникновения пожара на судне являются:
1. Неосторожное и небрежное обращение с огнем.
2. Неисправность электрооборудования, керосиновых или масляных фонарей.
3. Нарушение правил и мер безопасности при приеме жидкого топлива, заправке моторов, производстве огнеопасных работ.
4. Неисправность и неправильная эксплуатация двигателей, приборов отопления (керосинок, газовых и электрических плиток, железных печей) и освещения.
5. Воспламенение и самовозгорание грузов и топлива.
6. Разряды атмосферного электричества (удар молнии).
7. Искрообразование или воспламенение гари в выхлопных трубах.
8. Заполнение топливом баков и перекачка его при работающем двигателе и проливание топлива в воду.
9. Перевозка ядохимикатов, взрыво- и огнеопасных веществ.
Предупреждающие меры, значительно снижающие возможность пожара, следующие:
1. При постройке и оборудовании судна нужно по возможности ограничивать применение легкогорючих материалов, особенно красок, и употреблять материалы, пропитанные огнеупорными составами.
2. Применять исправное электрооборудование и приборы отопления.
3. Предусмотреть правильное расположение хранилищ жидкого топлива и хорошую естественную вентиляцию помещений, где они расположены.
4. Иметь водоотливные средства.
5. Двигатель должен содержаться в чистоте и его нужно устанавливать в отгороженном помещении (отсеке) или защищать кожухом. Лучше, если двигатель будет иметь защищаемый от воспламенения кожух с вентиляцией.
6. Под двигателем должен быть установлен металлический поддон.
7. При эксплуатации двигателей нельзя подогревать карбюратор.
8. При работе у двигателей не разрешается курить, пользоваться открытым огнем.
Правила заправки бензобака лодок с подвесным мотором:
1. Отсоединить бензопровод от мотора, вынести бензобак с судна и установить его на ровном месте.
2. Залить бензин, держа горловину шланга или канистры в контакте с горловиной бензобака.
3. Закрыв крышку бензобака и воздушного отверстия, установить его на свое место и подсоединить бензопровод к мотору, после чего открыть крышку воздушного отверстия. При необходимости смешивания масла с бензином лучше пользоваться отдельным сосудом.
4. После заправки нужно немедленно протереть сухой тряпкой следы бензина на баке.
5. Курение во время заправки категорически запрещается.