Комингсы – конструкция, окаймляющая вырез в палубе для ограждения люков и кокпитов от захлестывания их водой.
Сланью, или поелом, называются щиты из досок, которые укладываются на шпангоуты для предохранения их и обшивки.
Кроме корпуса судна, любительское судно имеет ряд устройств и оборудование: рулевое, швартовое, якорное и т. д. Они описаны в разделе III «Судовая практика».
Ниже в порядке примера приводится описание устройства моторного барказа для перевозки людей и грузов БМ-16 (рис. 4 и 5).
БМ-16 имеет следующие технические данные: длина наибольшая 10, 4 м; ширина наибольшая 2, 86 м; водоизмещение с полной нагрузкой 8, 3 т; осадка 0, 61 м; наибольшая скорость хода 7 узлов; мощность двигателя при 1500 об/мин 20 л. с.; дальность плавания при скорости 7 узлов-13 миль; район плавания – прибрежная 20-мильная полоса; мореходность при состоянии моря: до трех баллов барказ допускается к плаванию при полной нагрузке (52 человека) и любых оборотах двигателя; до четырех баллов барказ допускается к плаванию при 50-процентной нагрузке (26 человек) и средних оборотах двигателя; свыше четырех баллов барказ допускается к плаванию с уменьшенной нагрузкой и при малых оборотах двигателя.
Рис. 5. Рулевое устройство моторного барказа БМ-16: 16 – рычажный румпель; 18-баллер; 21 – штуртрос; 23 – планка, движущаяся в прорези румпеля; 25 – одношкивные ролики; 26 – талреп; 27 – штурвальная рама; 28 – банка; 31-киповая планка
Корпус барказа деревянный. Набор изготовлен из дуба и скреплен латунными и стальными болтами, а также шурупами. Наружная обшивка сосновая, диагонально-продольная. Наружный слой продольный, а внутренний диагональный. Между слоями обшивки для водонепроницаемости проложена бязь на подмазочном лаке. Обшивка к набору крепится шурупами.
В оконечностях барказа (см. рис. 4) расположены отсеки, в носу – форпик 1, в корме – ахтерпик 2, предназначенные для хранения предметов снабжения. Внутри корпуса для сидения по обоим бортам установлены продольные 3 и две поперечные банки 4. Под продольными банками в бортовых отсеках 5 хранятся спасательные нагрудники, а в отсеке 6 установлены топливные цистерны. Под кормовой банкой 4 оборудован ящик 7 для хранения запасных деталей и инструментов.
В корме барказа на специальном фундаменте установлен двигатель 8 с реверс-редуктором 9. Вращение от реверс-редуктора через соединительную муфту 10 передается гребному валу 11, который проходит через дейдвудную трубу 12, расположенную в дейдвуде 15. На конце гребного вала насажен бронзовый трехлопастный винт 13 с обтекателем 14.