МЕСТО СРЕДНЕГО СКОЛЬЗЯЩЕГО НА ГРАФИКЕ ЦЕН
Еще одним вопросом, на который пока нет окончательного ответа, является соотношение среднего скользящего и цены. Большинство аналитиков соотносят самое последнее значение среднего скользящего с последним днем торгов, нанося его на графике в колонке соответствующего дня. Другие предпочитают выносить усредненную расчетную величину вперед, опережая на несколько дней текущие ценовые показатели. В этом случае принято говорить, что среднее скользящее опережает цены. Опережающее среднее скользящее отслеживает динамику цен с еще большего расстояния, чем если бы оно наносилось в более традиционном месте графика, соответствующем последнему торговому дню. Особенностью опережающего среднего скользящего является то, что для его пересечения требуется больше времени – в результате количество ложных сигналов сокращается.
Примером оригинального подхода к опережению средних скользящих является метод, описанный в книге А. Скларью “Методики профессионального анализа графиков на фьючерсных рынках ” (Techniques of a Professional Commodity Chart Analyst, A. Sklarew). Суть его заключается в том, что среднее скользящее выносится вперед – на количество дней, равное квадратному корню временной протяженности такого среднего скользящего. Например, двух-четырехдневные средние скользящие нужно продвинуть на два дня вперед, пятидевятидневные – на три дня, десяти-шестнадцатидневные -на четыре дня и так далее.
Центрирование среднего скользящего
Наиболее статистически верным способом построения среднего скользящего является центрирование (см. рис. 9.8 а и б). Центрированием называют такой вид построения, когда среднее скользящее устанавливают в центр временного периода, который оно охватывает. Например, десятидневное среднее скользящее строят с пятидневным запаздыванием, двадцатидневное – с десятидневным. Однако центрирование как способ построения среднего скользящего имеет один крупный недостаток – сигнал, знаменующий смену тенденции, значительно запаздывает. Поэтому среднее скользящее обычно откладывается в конце периода, а не в середине. Метод центрирования используется почти исключительно аналитиками, занимающимися циклическим анализом, так как центрирование помогает выделять рыночные циклы. В главе 14 мы остановимся несколько подробнее на том, как это делается.