Начальная метацентрическая высота характеризует остойчивость при малых наклонениях судна, измеряется в метрах и является критерием начальной остойчивости судна. Как правило, начальная метацентрическая высота мотолодок и катеров считается хорошей, если она больше 0,5 м, для некоторых судов она допустима меньше, но не менее 0,35 м. Рекомендуется практически начальную метацентрическую высоту (для килеватых судов) определять следующим приближенным способом. Рис. 90. Зависимость ...
Read More »Новости партнеров
Статические силы, действующие на судно при малых накренениях
Рис. 88. Знак надводного борта маломерных судов Для безопасного плавания высота надводного борта судна должна быть всегда больше минимально допустимой. Уменьшение высоты надводного борта от перегрузки судна топливом, продовольствием, людьми и другими грузами не допускается законом. Минимальная допустимая высота надводного борта обозначается специальной грузовой маркой на бортах судна. На крупных судах эта марка состоит из специальных обозначений (диск Тимсоля, ...
Read More »Вес и сила поддержания судна
Вес и сила поддержания судна равны по величине, направлены в противоположные стороны, а центры их приложения находятся на одной вертикальной линии и в одной продольно-вертикальной плоскости, проходящей посередине вдоль судна – диаметральной плоскости (ДП). Если в какой-либо момент эти точки расположатся иначе, то судно будет получать крен и дифферент до тех пор, пока обе точки не расположатся на одной отвесной ...
Read More »Определение ЦТ путем взвешивания
При одинаковом весовом водоизмещении объемное водоизмещение в пресной воде больше, чем в соленой, так как морская вода имеет большую плотность, а следовательно, и вес. Запас плавучести – величина объема корпуса, расположенного выше действительной ватерлинии. Весовое водоизмещение судна (в тоннах) D равно весу воды, вытесненной подводной частью судна, а именно: D = g V т/м, где g – удельный вес воды ...
Read More »Плавучесть – способность судна плавать при заданной осадке
Даже и в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания часто и значительно изменяется. Например, плавание в шторм на открытых водных пространствах отличается от плавания в штиль, плавание на реке в межень отличается от плавания в половодье. Плавание также может быть различным для одного и того же района, до и ...
Read More »Судовая практика-собрание практических советов по управлению судном
Судовая практика-собрание практических советов по управлению судном в различных условиях и использованию для этих целей судового оборудования. К управлению судном относятся самые разнообразные маневры, такие, как швартовка, постановка на якорь и снятие с якоря, плавание в сложных гидрометеорологических условиях, шлюзование и т.п. Судовая практика тесно связана с судовождением, так как именно практические приемы управления судном обеспечивают движение судна по безопасному ...
Read More »Признаки устойчивости плохой погоды
При пользовании местными признаками надо иметь в виду, что один признак не всегда гарантирует осуществление прогноза. Чем больше признаков, дающих одинаковое указание на прогноз, тем больше уверенности в правильности прогноза. Если признаки выражены нерезко и изменяются медленно, то погода будет изменяться медленно и наоборот. Признаки устойчивости плохой погоды 1) Сильные дожди, идущие долгое время с небольшими перерывами, или беспрерывные продолжительные ...
Read More »Перед выходом в плавание судоводитель-любитель должен выяснить ожидаемое состояние погоды
Перед выходом в плавание судоводитель-любитель должен выяснить ожидаемое состояние погоды на время пути. Но особенно важно знать изменения погоды на ближайшие часы и сутки. Как уже говорилось, прогноз погоды на ближайшие сутки можно получить в порту отхода или воспользоваться передачами прогноза погоды по радио. Во время плавания судоводитель-любитель должен пользоваться прогнозами погоды, передаваемыми по радио, а также вывешиваемыми на сигнальных ...
Read More »Обозначение течений на картах и в атласах
Рис. 81. Обозначение течений на картах и в атласах На маломерное судно влияет одно суммарное течение, сложившееся в результате смешения различных течений. Сведения о таком течении судоводитель получает с навигационных карт, из лоций и пособий. Скорость течения измеряется в узлах или метрах в секунду, направление – в градусах или румбах по направлению перемещений воды. Справочные пособия, карты и ...
Read More »